На определенном этапе развития речь становится осмысленной, а мышление – речевым

Л.С. Выготский

РЕЧЕКОН
игровая методика для развития речи и речевого мышления
отличное игровое пособие для изучающих иностранные языки
масса различных вариантов игр
увлекательная игра для всей семьи
прекрасный досуг для компании друзей
речекон как элемент фирменного стиля
ишровое пособие для тимбилдинга, мастер-классов и коучингов
хорошо применима для тренингов конфликтных ситуаций
действенная помощь в работе психологов и психотерапевтов
регулярные мастер-классы по проведению игры для модераторов
публичные мероприятия и акции
продажа игр в интернет-магазине
Пример работы с игровым полем Речекона
Основной задачей Речекона является создание игровой ситуации, позволяющей после освоения основных лексико-грамматических тем перейти к тренингу свободной речи, охватывающему по возможности весь изученный материал, вплести отдельные темы в общую ткань речевого общения.

Мы исходим из того, что первичной и главной формой устной речи является диалог, на что указывали Л.Щерба и Л.Выготский [2]. По меткому выражению М.Бахтина, сама жизнь диалогична по своей природе, и жить – значит участвовать в диалоге [1]. Именно поэтому, создавая игровые поля Речекона, мы учитывали те социокультурные ситуации (фреймы), которые непосредственно связаны с диалогами.

Важным достоинством Речекона является возможность привлечь к участию в учебной коммуникативной ситуации до 10-15 студентов, охватывая целую группу или большую ее часть.

Рассмотрим возможные варианты работы по методике Речекона на примере одного из игровых полей.
Речевая ситуация "В аптеке"
Речевая ситуация "В аптеке"
Например, рассмотрим фрейм «Аптека». В одной из статей мы уже приводили различные варианты диалога посетителя с провизором, чтобы показать, как в пределах одного игрового поля можно отработать различные грамматические конструкции.

В «Аптеке» возможны следующие сценарии развития диалогов.

  • Вопросы (в том числе по телефону) о режиме работы аптеки. Вопросы о наличии лекарств от разных заболеваний, их стоимости, производителе, аналогах, правилах приема, противопоказаниях.Просьба посоветовать лекарство от той или иной болезни.
  • Просьба продать без рецепта лекарство, для которого требуется рецепт.
  • Вопрос о наличии в аптеке производственного отдела и возможности изготовить лекарства.
  • Вопрос о наличии гомеопатических средств и фитопрепаратов.
  • Ночная аптека: срочная покупка лекарства в экстренной ситуации.
  • Диалоги между работниками аптеки, в том числе между руководством и подчиненными.
  • Диалоги с поставщиками лекарственных средств, ремонтниками, различными смежными службами.
  • Диалоги между посетителями аптеки, связанные с приобретением лекарств, заболеваниями, а также не относящиеся к «лекарственной» теме.
Разумеется, здесь приведены лишь основные темы предполагаемых диалогов (и такую работу создатели Речекона проделали для каждого из игровых полей). Вполне возможно, что фантазия преподавателя подскажет ему совершенно другую тему, учитывающую специфику местных обычаев, цели преподавания и контингента учащихся.

Когда диалог выбран (например, «Срочная покупка лекарства в ночной аптеке»), и роли провизора и покупателя распределены, в целях более успешной коммуникации следует конкретизировать коммуникативные задачи участников. Это можно сделать, например, посредством карточек, на которых будет написаны дополнительные характеристики персонажей: «забывчивый», «очень робкий», «раздражительный», «паникер» и т.п.

Эти карточки лежат надписями вниз, и поэтому характер «провизора», и «клиента» определяет случай.

Расширить число участников поможет карточка «телефонный звонок». В таком случае к диалогу подключится родственник или друг провизора, спешащий сообщить ему о какой-то проблеме, а «провизор» будет вынужден общаться уже с двумя лицами.

Ситуация в аптеке может осложниться, если дополнительно выпадет карточка «нештатная ситуация»: например, в аптеку заходят несколько людей, которые ищут укрытия от разыгравшейся бури. Также в качестве нештатной ситуации можно рассматривать отказ компьютера, который повлечет за собой телефонный разговор с сервисной службой (приветствие, описание ситуации, просьба незамедлительно выслать специалиста… да-да, сейчас, среди ночи!).
Карточка дополнительного персонажа Речекона
Карточка дополнительного персонажа
А в этот момент в Аптеку вполне может заглянуть дежурящий рядом полицейский, которому кажется подозрительным такое большое скопление людей в ночной аптеке. Он может потребовать у кого-нибудь предъявить паспорт. Но «забывчивый» посетитель, который позабыл название лекарства, за которым пришел в аптеку, никогда не носит с собой документов, потому что боится их потерять. А значит, полицейский вызовет по рации машину и отвезет незадачливого посетителя в отделение, чтобы выяснить его личность.

Ночь – не самое лучшее время для рекламы, но так думают далеко не все. Именно поэтому в ночную аптеку заходит со своими листовками Рекламщик, расхваливая очередную панацею. Тут уже в разговор вступает Охранник, предлагая решить дело без скандала…
Карточка дополнительного персонажа Речекона
Карточка дополнительного персонажа
В ночную аптеку вполне могут также заглянуть сыщик, преступник, заблудившийся приезжий, влюбленная парочка – все зависит от количества учащихся в группе. Принять участие в диалоге может и должен каждый!
Карточки дополнительных персонажей Речекона
Карточки дополнительных персонажей
Совершенно очевидно, что в этих диалогах можно использовать самые разные типы вопросительных, восклицательных и повествовательных предложений: просьбу и отказ, обещание, угрозу, выражение надежды, радости, досады и многое другое.

Можно подойти к работе с игровым полем Аптека, основываясь и на разработанной нами таблице функциональных уровней. Некоторые поля этой таблицы послужат своего рода разминкой перед началом основного диалога, помогут учащимся освежить необходимую лексику и грамматические конструкции.

Таким образом, мы видим, что в пределах одного только игрового поля может иметь место огромное количество самых разных по интенциональной направленности речевых актов. Как учебная игра для развития навыков устной речи Речекон является открытой, постоянно развивающейся и пополняющейся системой, и может оказать большую помощь в организации учебных коммуникативных ситуаций на уроках иностранного языка.


Литература:

  1. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1986., с.329.
  2. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. М.: Лабиринт, 1999., с.306.